Новая, персональная
Попробовать
Новости партнеров

«Человек задохнулся в собственной квартире»

Как жители российских новостроек теряют здоровье и рискуют жизнью в борьбе с коммунальщиками

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

В жилищно-коммунальной сфере россияне чаще всего бывают недовольны плохим состоянием и обслуживанием многоквартирных домов, на втором месте — неправомерное начисление платы за услуги, замыкает тройку некачественное управление домом. Нина (имя изменено по просьбе рассказчицы), 38-летняя жительница Уфы, столкнулась со всеми проблемами сразу — несмотря на то, что квартиру покупала в новостройке с расчетом на то, что и дом будет современным, и управление — на должном уровне. Но ржавая машина российского ЖКХ в равной степени способна перемолоть всех — и тех, кто ютится в старых домах с рассыпающимися трубами, и счастливых обладателей новостроек. О том, как россияне в прямом смысле рискуют жизнями из-за халатности коммунальщиков — в материале «Ленты.ру».

Мы с мужем долго снимали квартиры и все-таки приняли решение купить свою. Искали подходящий вариант, в итоге выбрали двухкомнатную квартиру от застройщика «Жилой квартал» (согласно проектной документации, застройщик комплекса — ООО «МКД СтройГрупп», управляемое УК «Жилой квартал», — прим. «Ленты.ру») в проекте «Михайловка Green Place» — это большой комплекс в 12 километрах от Уфы. Прежде всего нас устроила цена. Кроме того, сделку мы заключали в конце 2019-го, а передачу ключей обещали уже в марте — дом на тот момент построили, оставалось только сдать его в эксплуатацию.

Как водится, сотрудники строительной компании нам все очень красочно расписали: обещали закрытый двор, свою управляющую компанию, копеечные платежи за жилищно-коммунальные услуги, надежные дома из кирпича, школу и детский сад рядом, охраняемую парковку. Сомневались мы недолго. Справедливости ради — в марте дом действительно сдали.

На приемку пришел прораб, и первое, что бросилось в глаза, — он не записал показания индивидуального счетчика теплоэнергии — такие у нас установлены в каждой квартире. Сказал, что это дело управляющей компании — ООО УК «Комфортный дом». Эту компанию, кстати, нам буквально всучили — в офисе продаж практически заставили подписать договор с фирмой, которая аффилирована с застройщиком (по данным СПАРК, бенефициар ООО УК «КД» — Ялалов Венер Зинфилович, он же выступает арендодателем участка, на котором построен комплекс «Михайловка Green Place»; копия договора аренды есть в распоряжении «Ленты.ру»). Сказали, что договор заключается на три месяца. Дома, внимательно изучив все документы, мы поняли, что договор на самом деле заключен на пять лет (копия документа есть в распоряжении «Ленты.ру»). Конечно, это смутило.

После передачи квартиры было общее собрание жителей. Там нам пообещали, что УК сделает уборку во всем доме (после строителей остался мусор), обошьет лифты — чтобы мы могли спокойно поднимать материалы для ремонта. Первое время их вообще отказывались включать — мол, мы своими обоями и плиткой все испортим (хотя, казалось бы, зачем еще нужен лифт, если им нельзя пользоваться для транспортировки тяжелых вещей). Дальше началось самое интересное.

Многие наши соседи квартиры не приняли, но счета за коммунальные услуги все равно пришли всем. В мае мы получили квитанции за март и апрель с адекватными суммами, а в июне — счет за май с огромным сбором за отопление. Причем ни в одной платежке не было и нет показателей общедомового счетчика тепла. Откуда взялись цифры, непонятно. В нашей квартире, например, мы потратили 0,7 гигакалории, а в подъезде — 1,2 гигакалории. И так у всех — почти каждая квартира платит за отопление общедомового имущества гораздо больше, чем за собственное. Если все сложить, получается, что наш дом, насчитывающий 180 квартир, за два месяца (март и апрель) потратил 155 гигакалорий на отопление подъезда. 105 гигакалорий ушло на обогрев квартир. При этом площадь жилья в нашем доме — 6,9 тысячи квадратных метров, а нежилая площадь в четыре раза меньше — 1,7 тысячи метров, то есть расход тепла на общедомовое имущество никак не может быть бльшим.

Никто нам, жителям дома, не может объяснить логику расчетов. Вместе с соседями мы выяснили, что в отношении нашей УК подано огромное количество судебных исков от ресурсоснабжающих организаций (в картотеке арбитражных дел более 40 исков, ответчиком по которым выступало или выступает башкирское ООО УК «Комфортный дом», — прим. «Ленты.ру»). То есть мы платим за ресурсы — свет, воду и прочее — управляющей компании, а она в свою очередь должна переводить эти деньги ресурсоснабжающим организациям. Но, по нашим подсчетам, УК задолжала им в совокупности около 19 миллионов рублей. Должна всем — кажется, даже охранному предприятию, которое ставит своих охранников на контрольно-пропускном пункте. Мы не можем понять, куда уходят деньги за услуги ЖКХ, которые мы исправно передаем управляющей компании.

Какой ответ получили жители на жалобу о стоимости отопления

Жители комплекса обращались с жалобой на завышенную, по их мнению, плату за отопление в Госстройнадзор Башкортостана. В ответе ведомства от 18 июня (копия есть в распоряжении «Ленты.ру») сказано: «В связи с пандемией коронавируса (COVID-19) и в целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (...) установлен мораторий на проведение с 1 апреля по 31 декабря 2020 года проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (...). Учитывая изложенное, изучив содержание вашего обращения, сообщаем, что проведение внеплановой проверки по данному обращению в настоящее время не представляется возможным».

Тем временем в нашем доме без объявления войны, без каких-либо уведомлений отключают горячую и холодную воду. Два дня в конце мая мы жили без воды. Больше десятка домов в нашем комплексе, в каждом по 180-200 квартир. Живут в основном молодежь, семьи с детьми. Средний возраст детей— три-пять лет. Была страшная жара, деваться некуда, мы за городом. И в этом пекле буквально пришлось выживать. Конечно, мы звонили в аварийно-диспетчерскую службу, которая тоже подконтрольна нашей управляющей компании, но там никто не брал трубку — просто отключили телефон. Звонили в МЧС, там как-то сотрудники пытались разобраться, что происходит.

Рядом с нами есть коттеджный поселок, возведенный тем же застройщиком и обслуживаемый той же УК. Там около тысячи домов, и жители тоже сидели без воды. Периодически у них отключают свет. Из-за электричества низкого уровня напряжения у людей постоянно ломается дорогостоящая техника. Один мужчина закупился мясом, положил его в морозильник и уехал в отпуск на море на две недели. Вернулся — а там жуткий трупный запах. Пришлось проветривать, вызывать сотрудников санэпидстанции. Выяснилось, что во время его отсутствия электричество выключили, и мясо просто тухло целыми днями. Он думал заново делать ремонт.

Я знаю, что еще в одном проекте нашего застройщика есть острая проблема с канализацией. Там сточные воды просто вытекают из люков и бегут по детским площадкам, по всему комплексу запах, извините, отходов жизнедеятельности (жалобы жителей поселка «Михайловка Green» размещены в Instagram-аккаунте mihailovkagreen, «Зубово Life» — в аккаунте депутата Артема Агидуллина; оба проекта реализованы «Жилым кварталом» — прим. «Ленты.ру»).

Мы пробовали обращаться в жилищную инспекцию, но чиновники ничего не предпринимают — говорят, что организуют проверку, если придет соответствующее распоряжение из прокуратуры. Непонятно, почему вообще есть лицензия на осуществление деятельности у компании, на которую постоянно жалуются. А контролирующие органы, по сути, просто отказываются что-либо контролировать.

У нас дворники не убирают, мусор разлагается. Баки забиты в выходные дни полностью, такое ощущение, что их неделями не вывозят. В жару от них идет запах по всей территории. Всем этим дышат дети.

Претензии, конечно, не только к управляющей компании — многие соседи начали делать ремонты, обнаружили щели в стенах шириной с ладонь. Застройщик, обязанный устранять недоделки по гарантии, переводит стрелки на управляющую компанию. То есть фактически расходы по ликвидации проблем ложатся на жителей комплекса. «Жилому кварталу» выгодно везде ставить свою карманную УК — не приходится устранять за свой счет нарушения, допущенные в ходе строительства.

Большая часть наших соседей с горем пополам заселилась в новое жилье, но некоторые просто не могут делать ремонт, потому что застройщик не устраняет недоделки. В числе проблем — неровные стены, кривые потолки, окна с огромными царапинами, беды с электропроводкой. Во многих квартирах не затянуты провода в щитке, это элементарно опасно.

В одном из наших домов произошел пожар — по мнению многих, виноват в этом застройщик или его УК. Человек задохнулся дымом в собственной квартире. Пожарная сигнализация не сработала, потому что датчики (за установку которых мы тоже, кстати, заплатили) не были подключены. И он просто погиб (в распоряжении «Ленты.ру» есть копия жалобы жителей дома в пожарный надзор, из которой следует, что противопожарная система в ночь, когда произошло возгорание, была обесточена).

Жалоба жителей на проблемы с противопожарной системой

«С первых дней проживания в доме (…) мы, жители, наблюдали проблемы, связанные с центральной автоматической системой пожарной безопасности (далее ЦА СПБ). Устный опрос жителей показал, что инструктаж о пожарной безопасности и правильной эксплуатации ЦА СПБ (а также взаимодействие с системой со стороны жильцов) при приеме-передаче квартиры не был осуществлен. Не было разъяснено и не были переданы инструкции по конкретным действиям в случае пожара. Не было разъяснений по индивидуальным автономным пожарным извещателям, так как они были установлены, но начинали работать только в случае, если жильцы самостоятельно подключали батарейку типа «Крона».

Система вентилирования квартир имеет явные недочеты, так как в некоторых квартирах наблюдается инверсный ход воздуха через вентканалы. Частые перепады в электросети приводят к поломке бытовой техники. В одной из квартир с чистовой отделкой сгорел провод между двумя розетками. Лампочки перегорают регулярно. Регулярно отключаются автоматы без видимых на то причин.

На обращение о неисправности ЦА СПБ от 19 сентября 2019 года УК «КД» реагировала две недели. Жалоба состояла в том, что где-то постоянно работал звуковой оповещатель, что, естественно, доставляло проблемы для новоселов в ночное время суток. Результатом действий по данной жалобе со стороны УК «КД» было обесточивание ЦА СПБ. В ночь на 7 декабря 2019 года во время пожара по адресу: Михайловка (Гринплейс), улица Сливовая 6, квартира 85, ЦА СПБ не работала, так как была обесточена».

Конечно, мы пробовали жаловаться и непосредственно в управляющую компанию. Нам приходят отписки, написанные их юристом, — якобы все по закону и все в порядке. Также мы пробовали проводить общие собрания, чтобы сменить УК. На них приходят представители фирмы, откровенно пытаются сорвать обсуждение: толкают людей, перебивают выступающих. Могут и в открытую угрожать — мол, попробуйте, выберите других, будет хуже.

Мы, жители, уже не знаем, что делать, куда бежать. Направили жалобу в Генпрокуратуру, прошло больше месяца, ответа нет. Получается, просто сотрясаем воздух. Такое ощущение, что все вокруг куплены, коррупция на всех уровнях. Купил квартиру — а дальше как хочешь, так и живи.

«Лента.ру» обратилась в ООО УК «КД» за комментарием по поводу обоснованности жалоб жителей ЖК «Михайловка Green Place», но на момент публикации материала ответа не получила.

Также в Генпрокуратуру РФ направлен запрос с просьбой прояснить судьбу письма, написанного и отправленного жителями в надзорное ведомство в июне 2020 года.

***

Обратная связь с отделом «Дом»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]
Дом 00:0222 сентября

По второму кругу

Квартиры в России снова дешевеют. Где найти самые выгодные варианты?